Регистрация в магазине не обязательна
English  Русский 
Currency:
Catalog
Search

Blog / News RSS 2.0

Алеко с Головановым -не все так просто!

 Рахманинов- АЛЕКО
Опера в одном действии.
Либретто В.И.Немировича-Данченко по поэме А.С.Пушкина "Цыганы"

Действующие лица:
Алеко - Иван Петров, баритон
Земфира – Нина Покровская, сопрано
Молодой цыган - Анатолий Орфёнов, тенор
Старый цыган (отец Земфиры) - Александр Огнивцев, бас
Старая цыганка - Бронислава Златогорова, контральто
Цыгане
Хор и оркестр Всесоюзного радио, Дирижёр - Николай Голованов
(Запись Апрелевского завода в студии московского дома радио 1951 г.за №015 -018)

1 Интродукция 
2 Хор 
3 Рассказ Старика 
4 Сцена (Старик, Алеко) и хор
5 Пляска женщин 
6 Пляска мужчин 
7 Хор 
8 Дуэттино (молодой цыган, Земфира)
9 Сцена у люльки (Земфира, Алеко )
10 Каватина Алеко 
11 Интермеццо 
12 Романс Молодого цыгана 
13 Дуэт Молодого цигана и Земфиры (в конце Алеко)
14. Финал (старый цыган, старая цыганка, Алеко, хор циган) 
БОНУСЫ:
15. Каватина Алеко – Федор Шаляпин ,HMV DB 2145( запись 11.11. 1929 )
16 Романс Молодого цыгана – Дмитрий Смирнов, GCR 022248 (запись 1911)

Общее время звучания: 63 минуты: 

О головановской записи Алеко
  Думаю, что среди всех записей оперы Алеко, осуществленных в прошлом ,настоящем и будущем мы не услышим более цельного ,более значительного исполнения этого раннего рахманиновского шедевра, чем в представленной нами головановской записи.
Атмосферу, в которой делалась эта запись Вы сможете прочувствовать из рассказа К.Б.Птица -В ДНИ ПОСЛЕДНЕЙ ОПЕРНОЙ ПРЕМЬЕРЫ Н.С.ГОЛОВАНОВА НА РАДИО,
представленного Прологовым см. http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1724.15
К сожалению , в этом замечательном рассказе Вы не найдете ни слова о технических особенностях производства звукозаписей начала 1950 гг. А ведь эта история сама по себе очень интересна. К сожалению , летописи того как технически производились в начале 50 гг. записи ни кто не вел. Все ,что я знаю об этом следует из устных рассказов одного из первых звукооператоров Апрелевского завода ,а в последствии главного специалиста фирмы Мелодия Алексея Ивановича Аршинова.
Если грамзаписи на 78 об/мин весьма успешно производились в основном на трофейном германском оборудовании ,то с попытками перейти на на долгоиграющие пластинки все оказалось много сложнее – просто такого трофейного оборудования не существовало. Но как и области оборонки мы не хотели отставать от США, где в 1948 г. на фирме Columbia была произведена первая «долгоиграющая плаcтинка» Long Pley .В связи с нашим позорным отставанием в этой области в 1949 году,
для руководства всей граммофонной промышленностью срочно создается «Главное управление звукозаписи и граммофонной промышленности». , перед руководством которой была поставлена задача в кратчайшие сроки разработать оборудование для записи долгоиграющих пластинок. Если к этому времени . у нас еще существовали первоклассные трофейные микрофоны и магнитофоны фирмы Telefunken , то станок звукозаписи пришлось создавать нашим умельцам. В 1950 г. было построено первое экспериментальное оборудование нарезки долгоиграющих пластинок. В записи первых долгоиграющих пластинок начиная с 1950 г. приняли участие признанные отделом культуры ЦК КПСС как ведущие музыканты :
Н. Голованов, Д.Ойстрах, Э.Гилельс и др.Но случился конфуз ! Записи эти (номера примерно до д 1200 оказались такого низкого технического качества , что при попытки их экспортировать почти все они были забракованы. По рассказам А.И. Аршинова Министерство культуры ,чтобы быстро выправить постыдное положение ,в 1954 г. поручило ему, главному специалисту тогда уже «Всесоюзной студии грамзаписи» в кратчайшие сроки перейти на всех студиях страны на лучшее в мире импортное оборудование и отпустило на это очень большие деньги в иностранной валюте.. Как мне хвастался Алексей Иванович ( это было в 1960 г.) : «У нас теперь даже тестеры импортные!» С тех пор все закупаемое оборудование на студиях фирмы Мелодия и заводах грампластинок до самого начала перестройки было только импортным. 
Так почему же наши грампластинки 1970 гг.,даже лицензионные звучали хуже импортных. Оказалось ,что Аршинов чуть -чуть сэкономил на кабелях. Все соединения между звуковым оборудованием, все проводки сигналов между помещениями студии оказались выполненными микрофонным советским кабелем МК-15. 
Но вернемся к записи Алеко 1950-1951 г. Почему запись из самых, можно сказать, первых номеров по качеству оказалась совсем не плохой - об этом можно было только догадываться . По моему мнению Н. Голованов бы столь почитаемой фигурой в московском доме радио, что все инженеры и техники стояли буквально на ушах ,чтобы технически обеспечить высокое качество записи. Понятно ,что все имеющиеся дефицитные тогда конденсаторные микрофоны Telefunken были задействованы в этой записи как голосовые . Хор и особенно оркестр писались худшими по качеству микрофонами ( это кстати хорошо слышно).
Промежуточная запись произведена на хорошо отлаженный магнитофон фирмы Telefunken М5 и сделана на исключительной по качеству трофейной ленте ,правда ранее уже использованной немцами (например в №7 явно прослушиваются призраки из 3-го Рейха). Естественно пластинки выпущенные с этой фонограммы как обычно хромали большим количеством мелких и крупных щелчков ( крупные мной убраны! Без применения компьютера)
Есть в этой записи явные звукооператорские погрешности. Голоса солистов находятся в явном не балансе с звучанием оркестра ,то есть звучат громче, чем необходимо на 6-10 дБ.
Запись очень сухая –практически без признаков реверберации, но зато очень живая и разборчивая. Насчет разборчивости ! Как я догадался ,звукооператоры выполняли тогда требование сотрудников КГБ : «Ни одно слово в записи не должно быть не правильно понято!»
И еще одно замечание –в 1950 г. наши звукооператоры не очень хорошо знали , что кардиоидные микрофоны, распространенные в Германии во время войны на расстоянии от них источников звука более 1,5 метра заваливают низкие частоты( это то же хорошо слышно)..
И последнее!Это информация к размышлению! Обратите внимание ,что акустическая запись со Смировым 1911 г. звучит естественнее ,чем электро запись Шаляпина 1929 г. , а запись Шаляпина 1929 г. более естественно чем запись голосов на головановской записи 1951 г.

Привожу демонстрационные треки и этой фонограммы : Арию Алеко (Петров)  и Песню молодого цыгана ( А.Орфенов) из  этой записи выполненой в 1951 г.


Blog / News
Survey
AML+Music AML Forum Site AML


© Интернет-магазин СD "AML+music". All rights reserved.
Powered by WebAsyst Shop-Script - shopping cart software