Форум А. Лихницкого

Форум А. Лихницкого (http://shabad.ru/forumaml/index.php)
-   Громкоговорители (http://shabad.ru/forumaml/forumdisplay.php?f=29)
-   -   Трехполоска (http://shabad.ru/forumaml/showthread.php?t=29)

AML+ 26.03.2008 14:19

Трехполоска
 
ТРЕХПОЛОСКА!
AML+ <Отправить E-Mail> -- 11/10/04 [00:00]
( из архивов форума)
Итак ,экстремальная трехполоска возможна ,если руководствоваться следующими принципами:
1. Диапазон частот разделяется на три участка: НЧ от 20 до 100 Гц СЧ от 100 до 7000 Гц, ВЧ от 7000 до 20000 ГЦ
2.СЧ громкоговоритель должен быть без фильтров , так как используются естественные спады его АЧХ Естественный спад сверху 12/окт( чисто физический),снизу первого порядка . Спад 6 дБ/ окт формируется за счет передемпфирования
основного резонанса СЧ громкоговорителя. Этот резонанс должен быть на частоте 55 Гц, тогда верхний полюс окажется на частоте 100 Гц , а нижний на частоте 30 Гц.Между верхним и нижним полюсом необходимый нам наклон АЧХ 6дБ/окт.
3. Теперь, если в НЧ звено скажем последовательной индуктивностью внести затухание 6 дБ/окт выше частоты 100 Гц, то тогда СЧ и НЧ громкоговорители работая в одной фазе могут быть состыкованы вообще без фазовых искажений.
4. ВЧ громкоговоритель и СЧ громкооговоритель на стыке благодаря специфике высокочастотного восприятия могут иметь скачек фазы характерный для инверсии фазы ВЧ по отношению к СЧ, поэтому при этой стыковке допустимы спады второго порядка.Для реализации второго порядка при подключении ВЧ звена должно быть применено Г-образное звено состоящее из последовательно включенной емкости и параллельной громкоговорителю индуктивности.
Остается одна не решенная проблема ! Что должно из себя представлять НЧ звено. Ведь СЧ громкоговоритель из за его передемпфирования будет иметь очень высокую, трудно достижимую для НЧ громкоговорителя чувствительность!
С уважением , Анатолий Лихницкий

AML+ 26.03.2008 14:23

Под микроскопом!
 
: Анатолий Маркович!

: Уточните, пожалуйста, опыт был с ЗЯ или ФИ? Мне не очень
: понятно, почему амплитуда максимальна на частоте
: основного резонанса. В ЗЯ она амплитуда тем больше,
: чем меньше частота, а в ФИ она имеет локальный минимум
: вблизи частоты настройки.

: С уважением,

: Александр
Александр! Ящик был закрытый ! При независимом от частоты напряжении на зажимах звуковой катушки амплитуда смещения максимальна на нулевой частоте , но эта амплитуда остается почти такой же,как и на резонансной частоте громкоговорителя ( зависит на ней от добротности резонанса).Выше резонанса амплитуда смещения уменьшается пропорционально квадрату частоты.
Но мы с вами не учли еще следующего:спектр реального музыкального сигнала имеет максимум на частоте 500 Гц , а ниже 300 Гц спектральная плотность падает с наклоном 6 дб/окт.
Если не учитывать ИНЧ помех вызванных короблением грампластинки( с которыми можно побороться демфированием основного резонанса звукоснимателя), то реально мы можем наблюдать смещение подвижной системы громкоговорителя только на его резонансной частоте.
С уважением , Анатолий Лихницкий

AML+ 26.03.2008 14:27

Трехполоска
 
aka Достоевский <Отправить E-Mail> -- 11/10/04 [11:34]

: 2.СЧ громкоговоритель должен быть без фильтров , так как
: используются естественные спады его АЧХ Естественный
: спад сверху 12/окт( чисто физический),снизу первого
: порядка . Спад 6 дБ/ окт формируется за счет
: передемпфирования основного резонанса СЧ громкоговорителя. Этот резонанс
: должен быть на частоте 55 Гц, тогда верхний полюс
: окажется на частоте 100 Гц , а нижний на частоте 30
: Гц.Между верхним и нижним полюсом необходимый нам
: наклон АЧХ 6дБ/окт.

То есть, для такого проекта годится СЧ-динамик вроде Вашего Телефункена?

: Остается одна не решенная проблема ! Что должно из себя
: представлять НЧ звено. Ведь СЧ громкоговоритель из за
: его передемпфирования будет иметь очень высокую,
: трудно достижимую для НЧ громкоговорителя
: чувствительность!

Правильно поставленный вопрос - половина ответа. Поэтому предлагаю уточнить условия задачи. А именно:
- приемлем ли для нас, аудиоэкстремистов, многоампинг;
- какие виды оформлений мы готовы использовать, а какие отвергаем сразу.

Олег.

AML+ 26.03.2008 14:29

Трехполоска со звоном
 
Re: ТРЕХПОЛОСКА со звоном!
AML+ <Отправить E-Mail> -- 11/10/04 [12:15]

: Не согласен с Вами в некоторых пунктах . Во-первых ,
: использовать среднечастотник лучше всё же с
: конденсатором , ограничивающим полосу снизу . Я делал
: так , что этот конденсатор начинал ограничивать полосу
: раньше естественного спада на басах , это расширяет
: динамический диапазон и выравнивает импеданс .

+++++++++=Дмитрий ! Основное,чего я добивался в экстремальной трехполоске это полностью освободить СЧ -громкоговоритьель ( то есть самое главное ее звено, передающее большую часть музыки) от паразитных электроэлементов.
Теперь в отношении емкости!Передемпфированный громкоговоритель вносит на частоте основного резананса относительно середины диапазона затухание амплитуды смещения и колебательной скорости около 5 дБ ,то есть не меньше чем любой фильтр первого порядка. Тогда как включение среднечастотника через емкость раздемпфирует этот резонанс .Поэтому кроме недостаточного затухания на резонансе мы получим "звон" точнее гул на частоте этого резонанса.

: Во-вторых , как я думаю , целесообразно использовать
: среднечастотник , имеющий спад на ВЧ первого порядка ,
: тогда и на ВЧ можно обойтись одним конденсатором .

+++++++ Таких ВЧ-динамических громкоговорителей в природе не существует , так как спад ВЧ определяется параметрами механического фильтра второго порядка, образованного массой звуковой катушки и гибкостью ее соединения с дифузором.
Кроме того основной резонанс включенного через емкость ВЧ -громкоговорителя опять же окажется раздемпфированным и поэтому будет звенеть на своей частоте.Так что параллельная индуктивность обязательна ,а следовательно и
последовательная емкость.
Это
: позволит сделать идеальную на мой взгляд трёхполоску .
: Кстати , раздел между серединой и ВЧ лучше делать не 7
: кгц , а около 10 ....

+++++++ Только если удасться найти такой , только обязательно "честный" СЧ громкоговоритель, который кстати одновременно имеет частоту основного резонанса 55 Гц.

С уважением , Анатолий Лихницкий

: Дмитрий

AML+ 26.03.2008 14:32

ТРЕХПОЛОСКА!
 
Re: ТРЕХПОЛОСКА!
AML+ <Отправить E-Mail> -- 11/10/04 [12:25]

: То есть, для такого проекта годится СЧ-динамик вроде
: Вашего Телефункена?

++++++++++Олег! Громкоговоритель от D770 действительно идельно подходит для этого, так как он имеет указанные мной выше параметры и очень просто может быть задемпфирован и даже передемпфирован до нужной степени подачей большего тока подмагничивания!

: Правильно поставленный вопрос - половина ответа. Поэтому
: предлагаю уточнить условия задачи. А именно: -
: приемлем ли для нас, аудиоэкстремистов, многоампинг;

+++++ Питание НЧ-громкоговорителя от отдельного усилителя это вполне приемлимое решение.

: - какие виды оформлений мы готовы использовать, а какие
: отвергаем сразу.

++++++++ С применением отдельного усилителя становится вполне возможным закрытое оформление!
С уважением , Анатолий Лихницкий

: Олег.

AML+ 26.03.2008 14:34

Некоторые уточнения
 
Re: Некоторые уточнения.
AML+ <Отправить E-Mail> -- 11/10/04 [12:45]

: Верно ли, что для передемпфирования СЧ головки, она
: должна изначально иметь высокую добротность?

Сергей ! Добротность основного резонанса подвижной системы громкоговорителя ,если специально не применять механические и акустические методы демпфирования при разомкнутой звуковой катушке неограниченно большая.
Для большинства динамических громкоговорителей применяют только электрическое демпфирование, которое обеспечивается низким электрическим суммарным сопротивлением звуковой катушки и выходного сопротивления усилителя, а также высокой индукцией в зазоре магнитной системы и большой длиной проводника катушки в этом зазоре .В громкоговорителях с подмагничиванием дополнительное электрическое демпфирование достигается увеличением тока подмагничивания и еще снижением частоты основного резонанса за счет увеличения гибкости подвеса.

: А принципиальная схема экстремальной трехполоски выглядит
: видимо так:

++++++ Сожалею, но вкюченные последовательно индуктивности должны закоротить усилитель на нулевой частоте!Параллельную громкуоговорителю индуктивность следует убрать или включать последовательно с ней емкость.
Образующийся в этом случае последательный резонанс можно использовать для подвления внеполосного резонанса НЧ громкоговорителя.
С уважением, Анатолий Лихницкий

AML+ 26.03.2008 14:39

Не могу согласиться полностью
 
Не могу согласиться полностью
Мусатов Костя. -- 11/10/04 [12:49]

: Итак ,экстремальная трехполоска возможна ,если
: руководствоваться следующими принципами: 1. Диапазон
: частот разделяется на три участка: НЧ от 20 до 100 Гц
: СЧ от 100 до 7000 Гц, ВЧ от 7000 до 20000 ГЦ
: 2.СЧ громкоговоритель должен быть без фильтров , так как
: используются естественные спады его АЧХ Естественный
: спад сверху 12/окт( чисто физический),снизу первого
: порядка . Спад 6 дБ/ окт формируется за счет
: передемпфирования
: основного резонанса СЧ громкоговорителя. Этот резонанс
: должен быть на частоте 55 Гц, тогда верхний полюс
: окажется на частоте 100 Гц , а нижний на частоте 30
: Гц.Между верхним и нижним полюсом необходимый нам
: наклон АЧХ 6дБ/окт.
Здесь несколько собак роется:
1. Перегрузка этого динамика НЧ спектром значительно ухудшит его звук, надо ограничивать спектр снизу.
2. При звукоизвлечении ВЧ составляющих на границе естественного диапазона наблюдается как изрезанность АЧХ, так и просто плохой звук, надо ограничивать сверху.
3. Если СЧ динамик с широкой полосой, то на ВЧ у него хреновая направленность, которая будет интерферировать с ВЧ динамиком и станет плохо, надо ограничивать сверху.
4. Мои теоретические изыскания по поведению динамиков в области 100-200Гц привели к мысли, что частоту раздела все же придется делать 150-200Гц.
: 3. Теперь, если в НЧ звено скажем последовательной
: индуктивностью внести затухание 6 дБ/окт выше частоты
: 100 Гц, то тогда СЧ и НЧ громкоговорители работая в
: одной фазе могут быть состыкованы вообще без фазовых
: искажений.
Есть еще фаза у самого динамика и результаты симулирования не дают такого результата. Оказалось проще сделать второй порядок и инвертировать фазу.
: 4. ВЧ громкоговоритель и СЧ громкооговоритель на стыке
: благодаря специфике высокочастотного восприятия могут
: иметь скачек фазы характерный для инверсии фазы ВЧ по
: отношению к СЧ, поэтому при этой стыковке допустимы
: спады второго порядка.Для реализации второго порядка
: при подключении ВЧ звена должно быть применено
: Г-образное звено состоящее из последовательно
: включенной емкости и параллельной громкоговорителю
: индуктивности.
В общем, ДА.
: Остается одна не решенная проблема ! Что должно из себя
: представлять НЧ звено. Ведь СЧ громкоговоритель из за
: его передемпфирования будет иметь очень высокую,
: трудно достижимую для НЧ громкоговорителя
: чувствительность!
Давить его приходится резисторами.

С уважением,
Костя

AML+ 26.03.2008 14:44

Трехполоска
 
Re: ТРЕХПОЛОСКА!
aka Достоевский <Отправить E-Mail> -- 11/10/04 [13:21]

: ++++++++++Олег! Громкоговоритель от D770 действительно
: идельно подходит для этого, так как он имеет указанные
: мной выше параметры и очень просто может быть
: задемпфирован и даже передемпфирован до нужной степени
: подачей большего тока подмагничивания!

Телефункенов явно не хватит даже на 35 аудиокомиссаров, не говоря уже об остальных. Поэтому предлагаю устроить мозговой штурм на предмет поиска альтернатив. Хотя бы на уровне объективных параметров.

: +++++ Питание НЧ-громкоговорителя от отдельного усилителя
: это вполне приемлимое решение.
: ++++++++ С применением отдельного усилителя становится
: вполне возможным закрытое оформление!

То есть, вариант номер раз - большой закрытый ящик с резонансом в районе 20 Гц (исходя из Ваших же рекомендаций).
К нему цепляется какой-нибудь не очень эзотерический усилитель, хоть даже и на транзисторах.

Мне, правда, закрытый ящик последнее время разонравился. На ум приходит массив из нескольких НЧ-головок, причем в открытом оформлении. Но это уже полный экстрим.

Олег.

AML+ 26.03.2008 14:47

Не могу согласиться полностью
 
Re: Не могу согласиться полностью
AML+ <Отправить E-Mail> -- 11/10/04 [13:41]

: Здесь несколько собак роется:

+++++++++++++Костя ! Собак в громкоговорителя роется гораздо больше чем мы себе представляем!

1. Перегрузка этого
: динамика НЧ спектром значительно ухудшит его звук,
: надо ограничивать спектр снизу.

+++++++Здесь фильтром меньше чем 2-ого порядка не обойтись , а значит ниже частоты основого резонанса получим 4-ый порядок.От чего пытались уйти к тому снова и вернулись!

: 2. При звукоизвлечении ВЧ составляющих на границе
: естественного диапазона наблюдается как изрезанность
: АЧХ, так и просто плохой звук, надо ограничивать
: сверху.

+++++++ Еще одно звено фильтра ? Что мы в этом случае выйграем и что потеряем должен решить для себя каждый сам!

: 3. Если СЧ динамик с широкой полосой, то на ВЧ у него
: хреновая направленность, которая будет интерферировать
: с ВЧ динамиком и станет плохо, надо ограничивать
: сверху.

+++++++++ Направленость СЧ динамического громкоговорителя это очередная собака! Она обостряется обычно начиная уже с 2 кГц, чтобы ослабить этот эффект в АR 3a например применен купольный динамический СЧ громкоговоритель,но рабочая полоса у него от 600 до 7000 Гц.И к чему пришли?Самая неудачная частота раздела это 600 Гц , так как максимум музыкального спектра совпадает с этой частотой!

: 4. Мои теоретические изыскания по поведению динамиков в
: области 100-200Гц привели к мысли, что частоту раздела
: все же придется делать 150-200Гц.
: Есть еще фаза у самого динамика и результаты
: симулирования не дают такого результата. Оказалось
: проще сделать второй порядок и инвертировать фазу.
: В общем, ДА.

+++++++++++ СЧ громкогововоритель начиная снизу и до частоты начала BREAK UP ведет себя как минимально-фазовая цепь, то есть плоской АЧХ соответствует отсутствие фазовых искажений!
А вот инвертирование фазы в одном из громкоговорителей превравщает АС в неминимально фазовую цепь, то есть имеющую фазовые искажения при плоской АЧХ!

: Давить его приходится резисторами.

+++++++ Вспринимаю как шутку!
С уважением, Анатолий Лихницкий

: С уважением,
: Костя

AML+ 26.03.2008 14:50

Трехполоска
 
Re: ТРЕХПОЛОСКА!
aka Достоевский <Отправить E-Mail> -- 11/10/04 [14:01]

: От 200. 100Гц не имеет смысла, это слишком низко для
: хорошего среднечастотника, и слишком узкий диапазон
: отдаётся НЧ - секции. Одна - две октавы, куда это
: годится?

Во-первых, 20-100 - это больше, чем две октавы.
Во-вторых, не мне тебя учить, как связаны между собой полоса и КПД.
Я бы смирился с узкополосным басом в обмен на его габариты, к примеру.

Со среднечастотниками "от 100" совсем беда, что ли?

Олег.

AML+ 26.03.2008 14:52

Трехполоска
 
Re: ТРЕХПОЛОСКА!
Eugen Komissarov <Отправить E-Mail> -- 11/10/04 [14:10]

: Во-первых, 20-100 - это больше, чем две октавы.

Только в ноль он будет выходить в лучшем случае на 50-ти, уже октава остаётся, и давить... А катушечки какие? Уух!
От звука ничего не останется, так, пара горбов...

Бессмыслица....

: Во-вторых, не мне тебя учить, как связаны между собой
: полоса и КПД.
: Я бы смирился с узкополосным басом в обмен на его
: габариты, к примеру.

Габариты с полосой никак не связаны. Габариты связаны только с нижней частотой, грубо говоря. А где ты обрежешь это уже твоё дело....
Хотя жалко ограничивать излучатель двумя октавами, если от прекрасно работает в четырёх.

: Со среднечастотниками "от 100" совсем беда, что
: ли?

Да, совсем беда. Причём она начинает вылезать в верхней середине.

Eugen.

AML+ 26.03.2008 14:55

Трехполоска
 
Ответ Костя МУсатов

: +++++++++++ СЧ громкогововоритель начиная снизу и до
: частоты начала BREAK UP ведет себя как
: минимально-фазовая цепь, то есть плоской АЧХ
: соответствует отсутствие фазовых искажений!
: А вот инвертирование фазы в одном из громкоговорителей
: превравщает АС в неминимально фазовую цепь, то есть
: имеющую фазовые искажения при плоской АЧХ!
Да, это самый серьезный аргумент, буду еще считать.

: +++++++ Вспринимаю как шутку!
Пока это не шутка

Я сейчас построил модель динамика с его внутренними резонансами, что позволило промоделировать характерное поведение АЧХ в области ВЧ (или СЧ для баслвика). Если бы не эти резонаны и не неидеальность диффузора, то спад АЧХ начиналься бы гораздо раньше, а так происходит концентрация зоны излучения, что создает подъемы, которыми и "выравнивается" АЧХ. В зоне этих подъемов появляются фазовые всплески. Они заметны на графиках импеданса как шероховатости, а на фазовых видны как большие неравномерности. Как мне кажется, звук в этих зонах будет окрашен. Т.е. надо еще брать для СЧ динамик с малой индуктивностью и использовать его до зон такой коррекции. Например для FE166E, коррекция начинается с 10-12кГц, значит их лучше уже не пускать.
А вообще, синтез фильтра, когда динамик представлен такой сложной моделью стал интересней. Удается подправить и АЧХ и ФЧХ для мягкой стыковки с отсутствием выбросов как на них, так и на ГВЗ.

С уважением,
Костя

: С уважением, Анатолий Лихницкий

AML+ 26.03.2008 14:57

Обвинили во вскех смертных грехах
 
Обвинили во всех смерных грехах
Мусатов Костя. -- 11/10/04 [14:31]

: Смысл всех этих изысканий в том, чтобы используя хороший
: широкополосный динамик в соответствующем оформлении
: значительно повысить любимое народом звуковое давление
: снизу, не исказив сути музыкального сигнала, и добавить
: прозрачности гармоник сверху.
: А ты еще резисторами давишь, и делишь на 200гц, еще
: забыл предложить частоту раздела ВЧ 2 кгц

Резистор не нужен, если взять басовик побольше. Но мне этого не надо. Я и так продаю колонки с 12" басовиком, и брать вместо него 15" будет совсем весело.

AML+ 26.03.2008 14:59

Не могу согласиться полностью
 
Re: Не могу согласиться полностью
AML+ <Отправить E-Mail> -- 11/10/04 [14:55]

:
Если
: бы не эти резонаны и не неидеальность диффузора, то
: спад АЧХ начиналься бы гораздо раньше, а так
: происходит концентрация зоны излучения, что создает
: подъемы, которыми и "выравнивается" АЧХ. В
: зоне этих подъемов появляются фазовые всплески. Они
: заметны на графиках импеданса как шероховатости, а на
: фазовых видны как большие неравномерности. Как мне
: кажется, звук в этих зонах будет окрашен. Т.е. надо
: еще брать для СЧ динамик с малой индуктивностью и
: использовать его до зон такой коррекции. Например для
: FE166E, коррекция начинается с 10-12кГц, значит их
: лучше уже не пускать.

++++++++ Обострение направленности и появление множества резонансов выше определенной частоты это зло, которое является неотъемлимой особенностью всех дифузорных динамических громкоговорителей ! Искуство их проектирования состоит в том чтобы резонансы эти были низкодобротными и наилучшим образом были распределены на АЧХ.Этим искуством владели только ученые немцы с фирмы Telefunken и еще англичане с фирмы Гудманс.С уважением , Анатолий Лихницкий

: А вообще, синтез фильтра, когда динамик представлен такой
: сложной моделью стал интересней. Удается подправить и
: АЧХ и ФЧХ для мягкой стыковки с отсутствием выбросов
: как на них, так и на ГВЗ.

: С уважением,
: Костя

AML+ 26.03.2008 15:01

Я попался
 
Re: Я попался!
С. Шабад <Отправить E-Mail> -- 11/10/04 [16:22]

: Сергей ! Добротность основного резонанса подвижной
: системы громкоговорителя ,если специально не применять
: механические и акустические методы демпфирования при
: разомкнутой звуковой катушке неограниченно большая.
: Для большинства динамических громкоговорителей применяют
: только электрическое демпфирование, которое
: обеспечивается низким электрическим суммарным
: сопротивлением звуковой катушки и выходного
: сопротивления усилителя, а также высокой индукцией в
: зазоре магнитной системы и большой длиной проводника
: катушки в этом зазоре .В громкоговорителях с
: подмагничиванием дополнительное электрическое
: демпфирование достигается увеличением тока
: подмагничивания и еще снижением частоты основного
: резонанса за счет увеличения гибкости подвеса.

Друними словами передемпфирования СЧ головки необходимо добиваться по всем фронтам:
1. Механически - увеличивать гибкость верхнего подвеса, например путем его акуратного истончения и пропиткой резиноподобным раствором
2. Акустически - примененяя поглощающий резонатор Гельмгольца, настроеный на частоту основного резонанса головки СЧ.
3. Электрически - уменьшая выходное сопротивление усилителя и увеличивая коиэфициент связи Bl (увеличивая ток подмагничивания или приклеивая дополнительный магнит).
Но вот вопрос, как практически определить, когда необходимый уровень демпфирования достигнут?

: Параллельную громкоговорителю индуктивность
: следует убрать или включать последовательно с ней
: емкость.
А вот здесь я кажется стал жертвой неверия в простоту решения задачи! Действительно, ведь последовательно включенная с НЧ головкой индуктивность, дает нам необходимую фазовую коррекцию на 90 гадусов.
С уважением, Сергей.

AML+ 26.03.2008 15:03

Я попался!
 
Re: Я попался!
AML+ <Отправить E-Mail> -- 11/10/04 [16:56]

: Но вот вопрос, как практически определить, когда
: необходимый уровень демпфирования достигнут?
: : С уважением, Сергей.

Сергей! Измерив микрофоном АЧХ гроскоговорителя в ближнем поле .На этой характеристике обычно совершенно гладкой можно будет увидеть два излома ,один на 100 Гц другой на 30 Гц. С уважением , Анатолий Лихницкий

AML+ 26.03.2008 15:05

Не могу согласиться полностью
 
Re: Не могу согласиться полностью
Шурик -- 12/10/04 [02:29]

: Если

: ++++++++ Обострение направленности и появление множества
: резонансов выше определенной частоты это зло, которое
: является неотъемлимой особенностью всех дифузорных
: динамических громкоговорителей ! Искуство их
: проектирования состоит в том чтобы резонансы эти были
: низкодобротными и наилучшим образом были распределены
: на АЧХ.Этим искуством владели только ученые немцы с
: фирмы Telefunken и еще англичане с фирмы Гудманс.С
: уважением , Анатолий Лихницкий

Более того, обострение направленности обусловлено фундаментальными законами, например, интерференцией. И с этим очень трудно что-то поделать. По крайней мере, в лучшую сторону.

Оптимальным в этом плане видится вариант использования "ненаправленной" конструкции ГГ, то есть, динамик смотрит вверх, а звук рассеивается конусом или другой фигурой вращения.

Тут, впрочем, зарыта другая собака - частотка будет одной в плоскости динамика, и может оказаться совсем другой при выходе ушей слушателя из этой плоскости. Из чисто геометрических соображений.

AML+ 26.03.2008 15:07

Не могу согласиться полностью
 
Re: Не могу согласиться полностью
AML+ <Отправить E-Mail> -- 12/10/04 [11:03]

: Есть ещё вариант - использование массива среднечастотных
: динамиков , развёрнутых под углом в горизонтальной
: плоскости , как бы веером . На СЧ и ВЧ это расширяет
: диаграмму , а на НЧ - повышает отдачу ( из-за
: синфазной работы динамиков и большой суммарной площади
: ) , что облегчает стыковку с басом . Этот же трюк
: хорош и для ВЧ динамиков .....

: Дмитрий

Дмитрий!Проектирование акустических систем это всегда компромис.В данном случае это ваш субъективный выбор!Повышение же чувствительности АС и расширение диаграммы направленности за счет использования массива параллельных громкоговорителей достигается ценой неминимально-фазовости АС, то есть ценой независимости ФЧХ от АЧХ.
К чему это ведет? Прежде всего к размыванию фронтов сигналов и к растягиванию сигнала во времени.
Основной признак неминимально фазовой цепи это паралельные пути прохождения сигнала!
С уважением, Анатолий Лихницкий

AML+ 26.03.2008 15:10

Не могу согласиться полность
 
Re: Не могу согласиться полностью
Шурик -- 12/10/04 [19:19]

: Дмитрий!Проектирование акустических систем это всегда
: компромис.В данном случае это ваш субъективный
: выбор!Повышение же чувствительности АС и расширение
: диаграммы направленности за счет использования массива
: параллельных громкоговорителей достигается ценой
: неминимально-фазовости АС, то есть ценой независимости
: ФЧХ от АЧХ.
: К чему это ведет? Прежде всего к размыванию фронтов
: сигналов и к растягиванию сигнала во времени.
: Основной признак неминимально фазовой цепи это
: паралельные пути прохождения сигнала!
: С уважением, Анатолий Лихницкий

А кто говорит, что надо обязательно включать динамики параллельно?
Лично мой опыт говорит о том, что в последовательном включении динамиков гораздо больше плюсов, чем минусов . Очевидный минус только один - большое суммарное сопротивление (хотя это на самом деле тоже плюс. Просто не везде такую АС можно будет послушать )

Михаил 12.03.2009 13:39

Ответ: Не могу согласиться полность
 
Все вышеобсужденное на мой взгляд позволяет сделать по крайней мере для себя вывод о том, что необходим биампинг с формированием нужной АЧХ полос непосредственно в выходных каскадах. Входной каскад и драйвер могут оставаться общими для обеих полос. В любом случае в цепях вторичек выходных трансов не должно быть никаких фильтровых элементов. Нужные срезы нужно получать с помощью рассредоточенной селекции. В частности, для выходного каскада средних-высоких частот первой фильтровой ступенью, безусловно, будет являться разделительный межкаскадный конденсатор, второй - очень маленький конденсатор, шунтирующий катодный резистор автоматического смещения и создающий таким образом частотно-зависимую местную обратную связь, третьей - выбор маленького выходного трансформатора с низкой индуктивностью первички при заданной приведенке и естественным спадом за счет этого низких частот. С фильтрацией для твитера справиться несложно с помощью последовательно включенного с ним конденсатора. В низкочастотном каскаде первой ступенью будет являться RC цепь, включенная по схеме режекторного фильтра на его входе, а второй - аналогичная цепь, включенная параллельно первичке выходного трансформатора. Если есть большое желание, то можно попробовать подключение к динамикам полос и RC-цепей выравнивания импеданса динамиков. Полагаю, что в моноусилителе это не будет затратно, зато во всем остальном все будет очень неплохо - при оптимальном расчете этой системы фильтра- ции. Не помешают и раздельные блоки питания выходных каскадов.

вадим*** 21.05.2009 23:14

Ответ: Не могу согласиться полность
 
Вот решил реализовать трехполоску.Думаю получилось.

http://photofile.name/users/yras/3702333/?page=1

Жду в гости создателя МОНО-системы.ххххххххх.Будет интересны его выводы по системе в трехполосном виде.Так как это мой порыв.Подключение прошло так.Основной динамик 12FC(Руллит) подключен напрямую,моножилой.К нему последовательно через конденсатор 0.22мКф подключен рупорный твитер FC(Руллит) Далее самое интересное для меня.Две 15шки (RFT-Руллит)подключены между собой последовательно. И подключена катушка на 100Гц. последовательно.Все это на выход усилителя параллельно основному12 FC,что вышло?Да все сшилось очень удачно. Подключил позже моножилой.Но самое удивительное для меня ,то что у основного динамика 12FC добавилась нижняя середина,и ушла небольшая крикливость.Добавилось именно,то к чему я стремился,ОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ в звучании.Динамик который справа от меня,в большом щите ,при прослушивании совсем не слышен.Подача идет четко фронтально и объемно.Вообщем трехполоска меня полностью устраивает.Сохранил самое главное,звучание системы в первозданном виде,но с поддержкой снизу.

gylys 22.06.2009 12:57

Ответ: Не могу согласиться полность
 
По поводу низкой частоты раздела я был стороник в юношестве, и у меня система была построенна именно так, но до конца так и не закончил. Не оправдалось. Основные два минуса:

1. Любая стыковка на частоте около 200 Hz (не говорю уж о 100) очень сложная. Натуральный спад не будет устраивать, так как в этой области частот имееем самые большие мощности, а по крайней мере низкочастотник ещё будет стремится работать на много выше. Даже акустический фильтр четвёртого порядка (bandpass) не способен отфильтровать (звук в тонеле....)
2. Среднечастотник нагружается мощным музыкальным сигналом до 500 - 600 Hz, тем самым он не способен дать красивую середину, не говорю о высоких частотат. По этому 2-х полоска практически невозможная.

Я на оборот предложил бы отойти от стандартной частоты раздела ~500Hz на частоту около 900 Hz. До такой частоты работают большенство басовикох, и до этой частоты в сигнале нет каких то субтильных составляющих, просто главная "маса звука". При том, слух человека особенно не анализирует эту часть спектра в отдельности. Дальше разделение полос на такой частоте уже без проблем, ёмкость 30-60 микрофорад, индуктивности ~0.5 - 1 H, акустические центры динамиков тоже ещё стыковать не обязательно, можно опиратся на натуряльные спады частотной характеристики и фильтры изпользовать только для того, чтобы не насыщать магниты ненужными частотами.
В случае трёхполоски, можно применять высокую частоту раздела 10 - 12 KHz, а в случае двухполоски тоже как бы нет особых проблем. Имено теперь экспериментирую с двухполоской на банальных динамиках, низкочастотник Klein+Humel 25 cm (правда ему ~30 лет, но заменить особых проблем нету), и 10гдш-10-4 (12 сантиметровый) без всяких переделок. Хотя не вижу возможности без усилий обойтись без третей полосы, направленность на высоких частотах неудовлетварительная. Думаю третьюю полосу пустить с 10 - 12 KHz в зависимости от того, как будет давление среднечастотника.

А вариант раздела ~100 Hz я вижу только в случае системы состоящей из двух широкополосных колонок + саб. В частотах до 100 Hz нет никакой пространственной информации, это просто масаж уха и тела. Но такой вариант только тогда, когда нет возможности поставить полноценные колонки. Всё таки приятней удар получить с той стороны, с которой слышиш звук. IMHO....

Михаил 07.01.2010 13:42

Ответ: Трехполоска
 
Вложений: 2
У меня вот такое монотворение. Частоты раздела 250 и 10 кгц. 95 дБ.Открытый П-образный ящик. Биампинг. Выходники вынесены в АС.

Humbl 07.01.2010 14:42

Ответ: Трехполоска
 
Цитата:

Сообщение от Михаил (Сообщение 24280)
У меня вот такое монотворение. Частоты раздела 250 и 10 кгц. 95 дБ.Открытый П-образный ящик. Биампинг. Выходники вынесены в АС.

Подробнее можно о Вашем творении?

Михаил 07.01.2010 16:46

Ответ: Трехполоска
 
Вложений: 2
Цитата:

Сообщение от Humbl (Сообщение 24285)
Подробнее можно о Вашем творении?

На низу "Fullrange Speaker" модели АС-2В, настроенный под акустический экран (дивизион AER"), на СЧ - Feastrex D5nf, на ВЧ - два твитера PHY HP. Фильтры первого порядка с цепями выравнивания импеданса, подобранными после снятия у динамиков импеданса. Внутренняя проводка - моножила XLO. Катушка НЧ фильтра - Alfacore, конденсатор СЧ фильтра - блок конденсаторов Black Gate NX Hi-Q 0,5 мкф 50 вольт, включенных по системе E-cap(40 штук в параллель), ВЧ - фильтры встроенные. Может переключаться на широкую полосу (работает только нижний динамик). Твитеры имеют переключаемую чувствительность. Переключение релейное с дистанционным управлением - реле Фуджитсу-Такамисава с контактами из серебряно-палладиевого сплава. Корпус - в основе срощенная плита из сосны 40мм, снаружи оклейка красным деревом, изнутри листовой пробкой. Встроенные выходные трансы -Tamura F-5003 аморфные. Соединение Ас с усилителем плоскими кабелями Stax для наушников-электростатов.

Humbl 07.01.2010 20:44

Ответ: Трехполоска
 
Цитата:

Сообщение от Михаил (Сообщение 24297)
На низу "Fullrange Speaker" модели АС-2В, настроенный под акустический экран (дивизион AER"), на СЧ - Feastrex D5nf, на ВЧ - два твитера PHY HP. Фильтры первого порядка с цепями выравнивания импеданса, подобранными после снятия у динамиков импеданса. Внутренняя проводка - моножила XLO. Катушка НЧ фильтра - Alfacore, конденсатор СЧ фильтра - блок конденсаторов Black Gate NX Hi-Q 0,5 мкф 50 вольт, включенных по системе E-cap(40 штук в параллель), ВЧ - фильтры встроенные. Может переключаться на широкую полосу (работает только нижний динамик). Твитеры имеют переключаемую чувствительность. Переключение релейное с дистанционным управлением - реле Фуджитсу-Такамисава с контактами из серебряно-палладиевого сплава. Корпус - в основе срощенная плита из сосны 40мм, снаружи оклейка красным деревом, изнутри листовой пробкой. Встроенные выходные трансы -Tamura F-5003 аморфные. Соединение Ас с усилителем плоскими кабелями Stax для наушников-электростатов.

Без цепей выравнивания импеданса пробовали? На слух.

Сергей Рубцов 07.01.2010 22:32

Ответ: Трехполоска
 
====На низу "Fullrange Speaker" модели АС-2В, настроенный под акустический экран (дивизион AER"), на СЧ - Feastrex D5nf, на ВЧ - два твитера PHY HP. Фильтры первого порядка с цепями выравнивания импеданса, подобранными после снятия у динамиков импеданса. ====

Ни фига себе! Вот это серьёзно. А в качестве усиления что используете?

Victor 08.01.2010 00:07

Ответ: Трехполоска
 
=== Внутренняя проводка - моножила XLO. ===

Всё очень серьёзно и жаль что моно (это я о своём). Я знаком с "распущенным" колоночным XLO (чёрным и фиолетовым диаметром жилок около 0,4мм на вскидку). Вы такую тонкую жилку применили? Я являюсь поклонником меди этой фирмы, но у себя в аккустике для ВЧ применил 7жилок (указанного диаметра). Но это всё мысли вслух. Какую музыку слушаете?

Михаил 08.01.2010 00:18

Ответ: Трехполоска
 
Цитата:

Сообщение от Humbl (Сообщение 24314)
Без цепей выравнивания импеданса пробовали? На слух.

К сожалению, ламповый усилитель требует в идеале постоянного импеданса нагрузки. Этого же требуют и фильтры АС первого порядка - без этих цепей они практически не работают. На слух проверено и на транзисторном усилителе тоже: при частоте раздела в 5 кгц динамик работал до 10 спокойно. А это были Динаудио с небольшим подъемом импеданса по мере роста частоты.

Михаил 08.01.2010 00:24

Ответ: Трехполоска
 
Цитата:

Сообщение от Сергей Рубцов (Сообщение 24319)
====На низу "Fullrange Speaker" модели АС-2В, настроенный под акустический экран (дивизион AER"), на СЧ - Feastrex D5nf, на ВЧ - два твитера PHY HP. Фильтры первого порядка с цепями выравнивания импеданса, подобранными после снятия у динамиков импеданса. ====

Ни фига себе! Вот это серьёзно. А в качестве усиления что используете?

Сложение сигнала на входе со ступенчатыми входными трансами-аттенюаторами с последовательным включением, переключение ступеней такими же реле, трехкаскадный усилитель: первый на EML 30A со сплошным анодом, нагрузка - NC20F Танго, второй - на AVVT 5M c сетчатым анодом, нагрузка - Тамура F-5003 на полосу СЧ-ВЧ, третий - на такой же с такой же нагрузкой на полосу НЧ-ШП, усиление регулируемое.

Михаил 08.01.2010 00:31

Ответ: Трехполоска
 
Цитата:

Сообщение от Victor (Сообщение 24323)
=== Внутренняя проводка - моножила XLO. ===

Всё очень серьёзно и жаль что моно (это я о своём). Я знаком с "распущенным" колоночным XLO (чёрным и фиолетовым диаметром жилок около 0,4мм на вскидку). Вы такую тонкую жилку применили? Я являюсь поклонником меди этой фирмы, но у себя в аккустике для ВЧ применил 7жилок (указанного диаметра). Но это всё мысли вслух. Какую музыку слушаете?

Именно такую и у меня еще много в запасе. Она на все полосы, но сделано так: на Сч и НЧ в одну сторону идет 4 нити, этого более чем достаточно на мои мощности, причем по направлению проводники пока включены по 2 встречно, на Вч - по 2 нити, также встречно по направлению: пищалки 70 омные. В дальнейшем буду развлекаться подбором направлений. Музыка - джаз, соул, кое-какой рок, вокал мужской и женский, инструментал. Ничего тяжелого, сложного и напряжного. Классика, естественно, тоже, но далеко не вся. Моно по звуку меня сейчас устраивает больше - музыки стало намного больше.
И никаких проблем со стереобазой. А сцена в необходимом объеме присутствует и на моно в таком тракте.

Victor 08.01.2010 01:08

Ответ: Трехполоска
 
===Музыка - джаз, соул, кое-какой рок, вокал мужской и женский, инструментал. Ничего тяжелого, сложного и напряжного. Классика, естественно, тоже, но далеко не вся. Моно по звуку меня сейчас устраивает больше - музыки стало намного больше.
И никаких проблем со стереобазой. А сцена в необходимом объеме присутствует и на моно в таком тракте.===

В музыкальных пристрастиях совпадаем, но до МОНО я не дорос. Есть с чем сравнивать - стерео лучшее.

Малиновский Александр 08.01.2010 11:31

Ответ: Трехполоска
 
Цитата:

Сообщение от Михаил (Сообщение 24330)
Именно такую и у меня еще много в запасе. Она на все полосы, но сделано так: на Сч и НЧ в одну сторону идет 4 нити, этого более чем достаточно на мои мощности, причем по направлению проводники пока включены по 2 встречно, на Вч - по 2 нити, также встречно по направлению: пищалки 70 омные. В дальнейшем буду развлекаться подбором направлений. Музыка - джаз, соул, кое-какой рок, вокал мужской и женский, инструментал. Ничего тяжелого, сложного и напряжного. Классика, естественно, тоже, но далеко не вся. Моно по звуку меня сейчас устраивает больше - музыки стало намного больше.
И никаких проблем со стереобазой. А сцена в необходимом объеме присутствует и на моно в таком тракте.

Какой тип ЦАПа, с какой точки ЦАПа снимаете сигнал и как сводите в моно?

audiofan 08.01.2010 18:47

Ответ: Трехполоска
 
Михаил, у меня давний интерес к PHY-HP пищалкам, не могли ли вы их детальные, близкие фото сделать?
Как они устроены?
Если я правильно вижу, края висят свободно в воздухе?
Заранее спасибо.

Михаил 08.01.2010 18:51

Ответ: Трехполоска
 
Цитата:

Сообщение от Малиновский Александр (Сообщение 24337)
Какой тип ЦАПа, с какой точки ЦАПа снимаете сигнал и как сводите в моно?

Лазер у меня простенький, Экспоузер 2010S, сигнал снимаю с его родного выхода, только выходные конды Филипс поменял на BG Hi-Q. Звук меня вполне устраивает, по крайней мере у этого экземпляра.

Михаил 08.01.2010 18:56

Ответ: Трехполоска
 
Цитата:

Сообщение от audiofan (Сообщение 24363)
Михаил, у меня давний интерес к PHY-HP пищалкам, не могли ли вы их детальные, близкие фото сделать?
Как они устроены?
Если я правильно вижу, края висят свободно в воздухе?
Заранее спасибо.

С фото посложнее пока. Да, края висят в воздухе. за конусом демпфирующий материал, внутри корпуса какая-то хитрая схема встроенного фильтра, Саламбер мне его схему не дал.

Малиновский Александр 08.01.2010 20:16

Ответ: Трехполоска
 
Цитата:

Сообщение от Михаил (Сообщение 24364)
Лазер у меня простенький, Экспоузер 2010S, сигнал снимаю с его родного выхода, только выходные конды Филипс поменял на BG Hi-Q. Звук меня вполне устраивает, по крайней мере у этого экземпляра.

Понял, спасибо.

audiofan 10.01.2010 05:10

Ответ: Трехполоска
 
Цитата:

Сообщение от Михаил (Сообщение 24365)
С фото посложнее пока. Да, края висят в воздухе. за конусом демпфирующий материал, внутри корпуса какая-то хитрая схема встроенного фильтра, Саламбер мне его схему не дал.

Спасибо, скорее всего это стандартная мотороловская пьезо пищалка(сейчас CTS) в новом корпусе с разделительным кондёром...

Михаил 10.01.2010 11:00

Ответ: Трехполоска
 
Цитата:

Сообщение от audiofan (Сообщение 24422)
Спасибо, скорее всего это стандартная мотороловская пьезо пищалка(сейчас CTS) в новом корпусе с разделительным кондёром...

Нет. Там совершенно другой возбудитель по качеству звука, поскольку конусы похожи на Моторолу. По звуку этот твитер лучше фостексовских и ленточников. Мягкий, детальный, натуральный звук, совершенно не похож на пьезо. Точно срастается со звуком остальных динамиков. У Саламбера (кстати, он прислал мне на Новый год поздравление, но джипег большой, разместить здесь не получается) возможность сделать твитер обычной конструкции на этом же уровне имеется, но вот он сделал именно так. Может быть, летом соберусь с духом и разрежу один из корпусов, чтобы разобраться с фильтром и все-таки поднять частоту раздела.

audiofan 11.01.2010 02:46

Ответ: Трехполоска
 
Вот вот, это она самая мотороловская и есть, это вообще один из лучших в мире ВЧ динамиков и именно пъезо!
С 9 кгц, это самое лучшее что работает с ШП динамиком.


Часовой пояс GMT +4, время: 00:28.

vBulletin® Version 3.6.8.
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.
Перевод: zCarot