Просмотр полной версии : Искажение реальности или реальность искажений?
Искажения реальности?
Никто из ныне живущих не слышал вживую Баха , так кто может утверждать ,как правильно играть его музыку? Кто докажет что то ,что мы слышим под его вывеской ,это не домыслы Мендельсона и Казаальса? Кто докажет что Моцарта надо играть именно так ,как играют знаменитости ,а не иначе? Где проходит грань между истинным Вивальди и его искажениям?
Ну ка ,проявите свой уровень познания..
Реальность искажений
На сегодняшний день можно уверенно констатировать ,что разрыв между исполнительским искусством музыки прошлого и её подачей современной аудиоиндустрией превращается в громадную пропасть и конца этому не видно.Мало того что аудио вносит чудовищные неведомые искажения в саму музыку ,она ещё и установила диктат среди музыкантов как надо правильно играть. Видно ,она точно знает ответ на первый вопрос.
Об интернете вообще молчу ,эта какая то отдельная реальность комиксов-Микимаусов, где зрение полностью определяет слух. Но вот давече получил CD диск 9 симфониии Бетховена-Фуртвенглера, та самая запись от 19.4.1942, прослушал и что? Это не высокопрофессиональный ремастеринг в акустической записи/как подано/ а полнейшее убожество. Так и хочется ,его слушая ,включить телевизор. Песец всему пришёл...заметно.
Да возьмите любую современную запись, хоть самую клёвую. Там можно услышать всё что угодно, любые звуки, эффекты, любые планы, только нету одного -- музыки, несущей жизнь. Нет ,она где то есть ,но в каком виде -всё чудовищно искажено. Такое чувство ,что всё это создается с одной целью - что то из нас вытянуть ,и это всё ласкает и тянет ,возбуждает и тянет ,щекочет и тянет ..Это то что долбает по мозгам и чувствам, это то что высасывает всю нашу энергию, параллельно ускоряя наш внутренний мир и садя наши батарейки.
От такой всеобщей искаженной действительности мы скоро очень скоро станем другими. Такими как наши дети ,они уже ими стали..
Искажения реальности?
Никто из ныне живущих не слышал вживую Баха , так кто может утверждать ,как правильно играть его музыку? Кто докажет что то ,что мы слышим под его вывеской ,это не домыслы Мендельсона и Казаальса? Кто докажет что Моцарта надо играть именно так ,как играют знаменитости ,а не иначе? Где проходит грань между истинным Вивальди и его искажениям?
Ну ка ,проявите свой уровень познания..
Ярослав ! Очень умный вопрос !Но я бы для начала разделил отсебятину в музыкальном исполнении на искажения и на интерпретацию.Под искажением я понимаю отклонение исполнения произведения от нотного текста и всех тех указаний, которыми снабжен этот текст. Искажениями при исполнении я считаю и игру на плохо звучащих инструментах, кстати также в плохом в акустическом отношении зале. Про искажения музыки в аудиоаппаратуре я пока промолчу.
Под интерпретацией я понимаю некую окрашивание произведения личностью музыканта исполнителя его эмоциональностью, его культурой , пассионарностью нации, к которой он принадлежит и т.д. Если этой окраски нет ,то исполнение превращается в неискаженную , то есть точную ,учитывающую все коменты к нотному тексту композитора , компьютерную , мертвую версию музыкального произведения. Как это будет звучать Вы сможете услышать в любом аудиомагазине, проиграв на современном аудиоаппарате свой любимый диск.
Так вот Ярослав вопрос не в искажениях музыкального произведения исполнителями -это технически решаемый вопрос ,а в том насколько соответствует их интерпретация той, которая звучала изначально в голове композитора , например Моцарта ,Бетховена или Шопена?
С большим сожалением должен констатировать ,что мы не может точно знать как она звучала в их головах так как не было еще звукозаписи , однако логика развития музыкального произведения подсказывает одаренному тонко чувствующему музыканту-исполнителю как оно должно звучать. Чувствуют это и музыкально восприимчивые слушатели.
Например , симфонии Бетховена с моей точки зрения звучат ближе всего к гипотетически авторской версии у Артура Никиша , Вейнгартнера и Менгельберга и очень далеко от авторской трактовки у Рихарда Штрауса ,Караяна и Фуртвенглера.
Значит ли это что диски с бетховеноскими записями Рихарда Штраса , Караяна и Фуртвенглера надо выкинуть.
Вовсе нет! Например, Симфония №5 Бетховена в « правильном» исполнении Вейнгартнера и «неправильном» исполнении Рихарда Штрауса одинаково захватывающи и главное убедительны . Послушайте диск в моем ремастеринге с этими двумя записями.Не пожалеете!
С другой стороны «неправильная» национальность дирижера может буквально уничтожить музыкальное произведение , например Симфонии Бетховена в исполнении великого итальянца Артуро Тосканини вызвают недоумение в связи с несоответствием интерпретации бетхогвеновскому духу. Бетховен в исполнении русских дирижеров ( кроме Кусевицкого ) ужасен. В то же время Симфония Чайковского № 6 при блистательных исполнениях Фуртвенглером (1938) и Караяном (1939) с точки зрения передачи русского духа значительно уступает интерпретации Кусевицкого.
«Весна священная» Стравинского в исполнении Караяна при блистательном и точном звучании Берлинского оркестра демонстрирует полное непонимание дирижером музыки Стравинского, тогда как сам автор, не будучи практикующим дирижером, удивительно содержательно исполнял «Весну священную и др. свои произведения.
Русская исполнительская школа ,к сожалению очень сильно пострадала от навязываемых пропагандой духовных ценностей. Поэтому ни Мравинский ни Рихтер .ни Гиллельс так и не стали признанной в мире музыкально-исполнительской элитой.
Наиболее сильно пострадало от государственной идеологии духовное хоровое пение. Сравните звучание современных духовных хоров с дореволюционными записями хоров Архангельского, Юхова , Карпова, Кастальского. То что произошло я бы назвал кастрацией русского православного духа в хоровом пении.
Можно, наверное, ещё сказать о том, что вопрос правильно ли теперь играют Баха, вообще не корректен по существу. Ведь каждое поколение воспринимает то или иное произведение так как оно его воспринимает. И современники того же Баха слышали в нём вовсе не то и не так, что слышим мы здесь и сейчас. Аутентисты по своему решают эту проблему, стараясь приблизиться чисто механически к чужому для нас времени.
Это относится не только к музыке, но и ко всем без исключениям произведениям искусства. Достаточно почитать того же Стендаля, что он пишет о Моцарте , Гайдне или, того пуще, о итальянской живописи. Или нашего родного Белинского в его обзорах творчества Гоголя, или Стасова о русской музыке. А ведь они были "властители дум" для своих современников.
Аутентисты считают что если выполнить ряд формальныхтребований к исполнению,приближение к духу композитора произойдет автоматически,и это есть их величайшее заблуждение,хотя еще Арнонкур предупреждал что лучше терпеть исторически неверное одухотворенное исполнение чем верное но мертвое.
Точно так же в аудио разработчики думают что выдержав ряд формальных требований они получат живой звук.Недавно какой то умник даже требовал озвучить эти требования,будто и небыло многолетних дебатов о бесперспективности улучшения объективных параметров сверх какого то очень скромного уровня.
По поводу искажений-у меня всегда было ощущение что одни исполнители активно помогают слушать музыку и переживать ее,другие не мешают,а третьи усиленно мешают!
К последним относится Гульд,который буквально навязывает свое видение произведения и собой часто заслоняет автора.
В интерпретациях же(различных взглядах на произведение) нет ничего дурного,наоборот,множество всех достойных интерпретаций это и есть наше приближение к истинному духу композитора.Поскольку содержание гениальной музыки неисчерпаемо и имеет бесконечное количество возможных "верных" вариантов исполнения или "представления"
Спасибо, Анатолий Маркович ,прекрасный ответ! Честно говоря немного достаёт ,когда чудо музыкального восприятия сводят к каким то банальным сексуальным комплексам. Само это искусство настолько значительно выходит за рамки человеческого ,что стоит действительно предположить наличие духа ,направляющего руку творца -композитора.
И только глубокая интуиция позволяет музыкантам истинно интерпретировать произведение в стиле духа , и та же интуиция связывает слушателей единым чувством с творцом. Получается какая то неразрывная общность, между композитором, музыкантами и слушателями ,ниточки ,тянувшиеся сквозь время к чему-то целому. Вот это вот и кажется потеряно. Что такое интерпретация? Как в природе нет двух одинаковых листочков, так и в музыке нет двух одинаково сыгранных нот ;поток энергии жизни все время что то меняет , перетасовывает ..
Вообщем когда задумывается ,вопросов больше чем ответов. Но иногда думать надо..
Мне нравится Бетховен в исполнении Шнабеля ,его музыка как антикварный стул эпохи Людовика ХIV ,когда смотришь на него ,чувствуешь что это не подделка.
vBulletin® v3.6.8, Copyright ©2000-2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot