PDA

Просмотр полной версии : Усилитель Echo SE


ИГВИН
11.07.2008, 03:05
Один из разработанных мною усилителей.
Схема полностью оригинальная, за исключением общеизвестных решений в питании.
Прямых аналогов за несколько лет не встречал.
Сходную по идеям схему я увидел у Игоря Семынина, но решена она совершенно иначе. http://www.semigor2.narod.ru/superA.html

Н-да, в png рисунок не вставляется, просил Сергея поправить настройки форума, но пока видно не получилось...

abbasz
11.07.2008, 04:39
Скромно замечу-трудно заставить такую схему петь,уж очень много элементов.Я гибридник на одном полевике несколько лет упрощал,пока в нем не осталось 8 деталей,не считая БП,только тогда он по человечески заиграл.При этом вся сложность реализации звукового потенциала переместилась в блок питания.В итоге забросил.В схеме было всего два транзистора.Первый-источник тока в аноде входной лампы,П605,второй собственно выходной,полевик 2SJ201.Максимально живой и изменчивый звук получался,когда истоковые/эммитерные/резисторы отсутствовали напрочь,правда тогда и стабильность режимов страдала.У меня ноль на выходе поддерживался интегратором.
IRFZ совсем уж не звуковые.Я в фильтрах использовал сначала IRFP240-IRFP9240,а потом вообще перешел на биполярные.Транзисторы в фильтре очень слышны.
С уважением,Аббас

ИГВИН
11.07.2008, 11:23
Если говорить о более простых схемах, я на двух транзисторах также собирал.
Схема была опубликована в "Радио" под фамилией В.Алексеев (это мой соавтор), и прошла незамеченной. В основном из-за редкого выходного транзистора КП801.

Усилитель Echo SE сделан с учетом эксплуатации в паре с обычной акустикой. Схема на одном-двух транзисторах - эксклюзив, на что его нагружать, для любителя музыки и при этом не самодельщика - большой вопрос.

abbasz!
Раз уж вы заговорили о своих опытах - я так понял, что до законченной конструкции дело не дошло? - опубликуйте промежуточные результаты, может кому окажется полезным.
По крайней мере я с удовольствием ознакомлюсь.
Тем более, что коммерческий интерес отсутствует (верно?), да и применить вашу схему смогут считанные единицы.

AML+
11.07.2008, 12:29
Один из разработанных мною усилителей.
Схема полностью оригинальная, за исключением общеизвестных решений в питании.
Прямых аналогов за несколько лет не встречал.
Сходную по идеям схему я увидел у Игоря Семынина, но решена она совершенно иначе. http://www.semigor2.narod.ru/superA.html

Н-да, в png рисунок не вставляется, просил Сергея поправить настройки форума, но пока видно не получилось...
Игвин ! Есть такая фирма H|H ,усилители которой выполнены по очень близкой схемотехнике и на аналогичных( в смысле аналогах) полевых транзисторах.Эти усилители использовались как контрольные на студиях звукозаписи.Ими были ранее оснащены все студии фирмы Мелодия.
Последний раз я его видел и слышал в 1993 г.в числе контрольного оборудования на фирме Decca,а они ведь звуком всегда занимались.
РАнее на Мелодии я сранивал с H|H свою последнюю версию транзисторного оконечника и он к моему огорчению проиграл H|H.
Если найду схему H|H в своем чулане , то обязательну вывешу на форуме.

AML+
11.07.2008, 12:58
Скромно замечу-трудно заставить такую схему петь,уж очень много элементов.Я гибридник на одном полевике несколько лет упрощал,пока в нем не осталось 8 деталей,не считая БП,только тогда он по человечески заиграл.При этом вся сложность реализации звукового потенциала переместилась в блок питания.В итоге забросил.В схеме было всего два транзистора.Первый-источник тока в аноде входной лампы,П605,второй собственно выходной,полевик 2SJ201.Максимально живой и изменчивый звук получался,когда истоковые/эммитерные/резисторы отсутствовали напрочь,правда тогда и стабильность режимов страдала.У меня ноль на выходе поддерживался интегратором.
IRFZ совсем уж не звуковые.Я в фильтрах использовал сначала IRFP240-IRFP9240,а потом вообще перешел на биполярные.Транзисторы в фильтре очень слышны.
С уважением,Аббас
Аббас! Попытку минимизировать усилительную транзисторную схемотехнику я предпринял при проектировании звукорежиссерского пульта в 1993 г.С его использованием я осуществил в 1994 г. запись двух дисков:
Вакализ ( Шин Йонг Ок)( для Самсунга) и Концерт композитора Слонимского(см. мою дискографию).
Пульт включал четыре балансных микрофонных усилителя, выполненых на треХ полевых транзисторах без ООС по звуку.РЕжимы поддерживались в цепи ООС интегратором на микросхеме.
Аналогично в пульте был сделан миниатюрный мощник (тоже на трех правда биполярных транзисторах и с интегратором ).
Потом я на микрофонных усилителях собрал корректор для воспроизведения пластинок на78 об.При чистоте и ясности его звучания меня еще тогда поразила( по сравнению с ламповым корректором) холодность его звучания.
1993 г.для меня был годом осознания бесперспективности транзисторной схемотехники в трактах записи/воспроизведения.

ИГВИН
11.07.2008, 13:06
четыре балансных микрофонных усилителя, выполненых на треХ полевых транзисторах без ООС по звуку.РЕжимы поддерживались в цепи ООС интегратором на микросхеме.
Аналогично в пульте был сделан миниатюрный мощник (тоже на трех правда биполярных транзисторах и с интегратором ).
Потом я на микрофонных усилителях собрал корректор для воспроизведения пластинок на78 об.
Любопытно было бы взглянуть на эти схемы.
Как и на H|H.

Rezvoy
11.07.2008, 17:54
ИГВИН, Вы, я вижу, специалист по каменным усилителям. Вопрос такой: приходилось ли работать с транзисторами имеющими триодные характеристики и как они в плане перспектив построения на них усилителя с выходным трансом? Я сам транзисторами давно перестал заниматься ( сейчас только в передатчиках использую), отстал от жизни. Может Вы или ещё кто знает?
С уважением!
Александр

abbasz
11.07.2008, 19:39
Раз уж вы заговорили о своих опытах - я так понял, что до законченной конструкции дело не дошло? - опубликуйте промежуточные результаты, может кому окажется полезным.
По крайней мере я с удовольствием ознакомлюсь.
Тем более, что коммерческий интерес отсутствует (верно?), да и применить вашу схему смогут считанные единицы.

Да какой там секрет...
Конструкция была вполне законченной,я ее слушал несколько лет,постоянно переделывая,в основном блок питания.:)
Схемку прилагаю.Это предпоследний вариант,в последнем П605 я заменил на дроссель на телефункеновском железе:)
Р-канальный полевик на выходе включен по схеме с общим истоком.К усиления у такого каскада при нагрузке на нить накала ГМ70 около 30.Ток покоя 3 ампера.Мощный драйвер нужен типа для перезарядки входной емкости.Единственная лампочка,которая нормально работала при 40вольтах и -3в смещении -6С19П.Транс по входу-развязывающий/питание то двуполярное,земли у драйвера нет!!!/,слегка повышающий.Чувствительность усилителя была очень высокой,десятки милливольт,для работы непосредственно от цапового трансформатора.
Интегратор и фильтры я не рисовал.
Потом я на микрофонных усилителях собрал корректор для воспроизведения пластинок на78 об.При чистоте и ясности его звучания меня еще тогда поразила( по сравнению с ламповым корректором) холодность его звучания.
1993 г.для меня был годом осознания бесперспективности транзисторной схемотехники в трактах записи/воспроизведения.
Да,Анатолий Маркович,и поэтому я забросил транзисторы-при фантастической ясности звука от этой холодности избавиться окончательно было невозможно.
Может Вы или ещё кто знает?
С триодными хар-ками?Это типа КП959?СИТ транзисторы?Пробовал я такие.Дак характеристики их не спасают,сделаны они видимо из плохих материалов-грязный звук,хуже чем у нормальных биполяров,даже советских.

ИГВИН
11.07.2008, 21:55
приходилось ли работать с транзисторами имеющими триодные характеристики и как они в плане перспектив построения на них усилителя с выходным трансом?
С уважением!
Александр
Да, приходилось.
Трансформирование там не нужно, напряжение питания низкое.
Я использовал дроссели. Выход через емкость.
Пробовал и источник тока в стоке, понравилось меньше.
Не помню номер "Радио", где вышла эта статья.
В электронном виде ничего не сохранилось, только кое-какие записи в тетради.

Выходное сопротивление получилось высокое, порядка 8-10 Ом.
Собственно, законченной конструкции не было изготовлено, только макет. Звук на 8-миОмную акустику был неплох.
По-моему, бесперспективное направление, по ряду причин:
а) нет мощных J-fetов, особенно комплементарных пар
б) высокое выходное сопротивление без ООС
в) почти обязательное применение режима класса А.
Плюс конкуренция со стороны повсеместно доступных горизонтальных мосфетов.
Для себя, поиграться, вполне можно собрать.

С уважением...

ИГВИН
11.07.2008, 22:04
Аббас.
С триодными хар-ками?Это типа КП959?СИТ транзисторы?Пробовал я такие.Дак характеристики их не спасают,сделаны они видимо из плохих материалов-грязный звук,хуже чем у нормальных биполяров,даже советских.Нет, КП959/960 совершенно не те транзисторы.
Я имею в виду, что они, во-первых, имеют исключительно пентодные характеристики, во-вторых, проектировались под ключевое применение.
С истинными СИТами их роднит только вертикальная конструкция.

Лучший отечественный СИТ - КП801.
У него левая проходная характеристика, т.е. он нормально открытый прибор. И триодное семейство характеристик.
Вот с ними я и работал.

ИГВИН
11.07.2008, 22:09
Конструкция была вполне законченной,я ее слушал несколько лет,постоянно переделывая,в основном блок питания.:)
Схемку прилагаю.Это предпоследний вариант,в последнем П605 я заменил на дроссель на телефункеновском железе:)
Да, Аббас, идея совершенно понятна. Спасибо!

nick01
16.07.2008, 00:45
Уважаемый Игвин! А почему Вы так зациклились на полевых транзисторах?
Сколько не сравнивал транзисторных усилителей как самопальных, так и промышленных, на биполярных транзисторах всегда звучали лучше.

ИГВИН
16.07.2008, 13:10
Уважаемый Игвин! А почему Вы так зациклились на полевых транзисторах?
Сколько не сравнивал транзисторных усилителей как самопальных, так и промышленных, на биполярных транзисторах всегда звучали лучше.
Каждому овощу свое время, каждому транзистору своё место.
По моему мнению, в мощных усилителях класса АВ с общей ООС хорошие биполяры действительно имеют преимущество в звуке. На втором месте вертикальные полевики, на третьем горизонтальные. Мощных усилителей на СИТах я не делал.

В схемах с местными ООС полевики в реализации АВ звучат лучше биполяров.
В классе А я с биполярами не работал, тут сказать нечего.
Мощные СИТы интересное направление, но см. выше... То же, что касается мощных J-fet'ов.

Вообще под наименованием "полевой транзистор" есть несколько совершенно разных приборов. Из них, на мой взгляд, для звука не подходят только БСИТ-полевики.

Преимущество полевых транзисторов в безосных схемах я объясняю более мягкой характеристикой переключения, отсутствием явлений насыщения и восстановления.
Кроме того, полевые транзисторы в сравнении с биполярами намного более высокочастотные приборы (имею в виду мощные изделия), это положительно сказывается в звуковой области частот.

Всё сказанное относится к применению в выходных каскадах, конечно.

ankus
16.07.2008, 15:43
Всё сказанное относится к применению в выходных каскадах, конечно. В безоосных усилителях относится и к другим каскадам. Особенно с применением методов компенсации нелинейности усилительных приборов :-)

va1aY
22.02.2009, 20:14
Один из разработанных мною усилителей.
Схема полностью оригинальная, за исключением общеизвестных решений в питании.
Прямых аналогов за несколько лет не встречал.
Сходную по идеям схему я увидел у Игоря Семынина, но решена она совершенно иначе. http://www.semigor2.narod.ru/superA.html

Н-да, в png рисунок не вставляется, просил Сергея поправить настройки форума, но пока видно не получилось...

Уважаемый Игвин, никто почему-то не поинтересовался: Выходная мощность и к.н.и. Данной схемы. Выходное сопротивление? Что дают источники тока по питанию? Сколько ом желательна нагрузка? Чувствительность АС? (для 60м\куб.)Как я понимаю реализован экономичный класс А. Характер звучания? Если конечно не затруднит. Спасибо.
С источниками вроде разобралась, служат как резисторы фильтра (не заметила емкостей на выходе :-)

ИГВИН
23.02.2009, 01:26
Уважаемый Игвин, никто почему-то не поинтересовался: Выходная мощность и к.н.и. Данной схемы. Выходное сопротивление? Что дают источники тока по питанию? Сколько ом желательна нагрузка? Чувствительность АС? (для 60м\куб.)Как я понимаю реализован экономичный класс А. Характер звучания? Если конечно не затруднит. Спасибо.
С источниками вроде разобралась, служат как резисторы фильтра (не заметила емкостей на выходе :-)Мощность соответствует напряжению питания и току покоя. Максимально отдаваемый ток чуть менее 2Iпокоя.
Питание и ток покоя оптимизированы для нагрузки 4 Ома, впрочем сопротивление акустики понятие очень неточное. Ток и напряжение можно пересчитать, если нужно.
Спектр короткий, быстро спадающий, по типу SE.
Выходное сопротивление порядка 0,8 Ом - убрав истоковые резисторы, можно уменьшить.
Звучание ясное, подробное и комфортное.

Сергей Рубцов
23.02.2009, 11:49
Привет, Игорь.

Почему то я пропустил эту тему в том году, наверное на даче пьянствовал :).
Помню видел вашу схемку в Радио и был удивлён, как такое напечатали? В смысле минималистское решение без оос :).
Что касается 801-х, то я слушал эти транзисторы в схеме "общий исток". Грязные как собаки. Видимо технологии нашего Бердского радиозавода на то время не позволяли делать хорошие кристаллы. Но мне кажется, что если где нибудь прикупить старые японские СИТы, то это было бы интересно. Однако сейчас их прикупить можно разве что в виде старого усилителя фирмы сони-ямаха, да и те достаточно дороги на рынке (именно из за ниличия внутри СИТов). Так что ой. Тем более, что СИТы как выходные повторители (ОС) никакого интереса не представляют (так же, как выходные повторители на ламповых триодах). А их применение в выходных каскадах ОИ с трансформатором в кл. А не имеет никаких преимущество перед лампой. Интересно только применение как усилителя напряжения, но и то с натягом, т.к. действующие СИТы имеют маленький Ку. Получается, что для УН они подходят с трудом из за маленького Ку, а для бестрансформаторных УТ вообще не подходят из за высокого внутр. сопротивления. Если же их применять с трансформаторами, то массогабарит не будет отличаться от лампового при сопоставимой мощности, а может быть даже больше из за радиаторов. Так что применять СИТы можно только "по приколу". Но это сугубо моя т.з. (хотя и единственно верная :)).

ИГВИН
23.02.2009, 16:43
Так что применять СИТы можно только "по приколу".
Именно так и получилось :)
Собственно, в посте 9 я примерно это же и написал.

Сергей Рубцов
24.02.2009, 12:16
===
Собственно, в посте 9 я примерно это же и написал.===

Так я и не настаиваю на новизне :).

ИГВИН
18.05.2009, 01:19
Да, я оказывается обещал и фотографии...
Вот.

ИГВИН
18.05.2009, 01:24
При случае еще добавлю фото - более детальные.
Щас форум не дает.

ИГВИН
18.05.2009, 01:48
Добавил. :)

Tommy
27.05.2009, 23:59
Один из разработанных мною усилителей.
Схема полностью оригинальная, за исключением общеизвестных решений в питании.
Прямых аналогов за несколько лет не встречал.
Подобное схемное решение - не редкость, например у Акулинчева "усилитель с синфазным стабилизатором режима"

Но в железе сделано очень красиво, риспект! :-)

ИГВИН
28.05.2009, 14:46
Подобное схемное решение - не редкость, например у Акулинчева "усилитель с синфазным стабилизатором режима"

Но в железе сделано очень красиво, риспект! :-)
Спасибо!
Усилитель Акулиничева - этот?
http://radio-portal.ru/index.php?name=EZCMS&page_id=956
Весьма большая разница - например у меня сломанный каскод. Соответственно - однокаскадное усиление.

Обе схемы вполне самостоятельны - общего в них почти ничего нет.
Вот Анатолий Маркович обещал дать аналогичную схему:
Игвин ! Есть такая фирма H|H ,усилители которой выполнены по очень близкой схемотехнике и на аналогичных( в смысле аналогах) полевых транзисторах.Эти усилители использовались как контрольные на студиях звукозаписи.Ими были ранее оснащены все студии фирмы Мелодия.
Последний раз я его видел и слышал в 1993 г.в числе контрольного оборудования на фирме Decca,а они ведь звуком всегда занимались.
РАнее на Мелодии я сранивал с H|H свою последнюю версию транзисторного оконечника и он к моему огорчению проиграл H|H.
Если найду схему H|H в своем чулане , то обязательну вывешу на форуме.
Видимо, не нашел.

silverworld
06.08.2009, 16:25
Попался мне в руки эстрадный усилитель на ГУ-50, 300 ватт на выходе. Решил переделать его для КВ. Схему использовал двухтактную. Вот, что получилось. На аноде 750 В. Р вх -70 Вт, ток -до 600 мА, Р вых- около 300 Вт но точно не мерял. На 80м и 40м работает хорошо, на 20 и выше, начинается возбуд. Куда смотреть? Сильно не пинайте - это мой первенец...

DimaG
23.09.2010, 21:17
Если я не ошибаюсь идея использовать управляемый источник тока приведена в патенте 4086183 от 1978 г.

ИГВИН
13.09.2016, 12:55
Вернулся из за неисправности ещё один усилитель тех лет, ещё более старый, чем приведенный на предыдущей странице.
Подробности и фото здесь.
http://noosfera-amps.ru/index.php/ru/stati/44-echo-ii-return