AML+
07.02.2011, 00:18
Я уже давно расставил точки над «И» относительно деградации со временем записи и воспроизведения в своей статье «Блестящие звукозаписи».
Тем не менее я хочу взглянуть на эти вопросы под несколько другим углом .
Вспомним ,что главное возражение французской академии наук в отношении представленных Берлинером и Эдисоном записывающих устройств граммофона и фонографа ( это было более чем 110 лет тому назад ) было в том, что записывающие устройства показались академикам слишком сложными для того ,чтобы с их помощью можно было записывать и воспроизводить звуки.. Так впервые причем из уст убеленных сединами старцев прозвучала мысль о необходимости при записи и воспроизведении звука использовать кратчайший путь сигнала ! И это не смотря на то, что устройства записи и воспроизведения Эдисона, и Берлинера , по нынешнем понятиям , были предельно просты. К сожалению интуитивная, кстати совершенно эзотерическая мысль академиков, не проникла в головы инженеров и они все последние годы свой интеллект вкладывали исключительно в рациональное совершенствование оборудования записи и воспроизведения звука . Чем это кончилось Вы это знаете ! Жизнь показала ,что рациональное мышление (называемое обычно логическим) , в силу ограниченности, а главное одномерности свелось к чрезмерному усложнению такого оборудования, а значит к удлинению пути музыкального сигнала , а в итоге к отторжению музыкально восприимчивыми людьми такого оборудования как умертвляющего музыку.
Однако так было не всегда, по началу, то есть до 30-40 гг. прошлого столетия оборудования записи и воспроизведения из за отсутствия глубоких инженерных знаний проектировалось разработчиками интуитивно , на основе образного мышления и исключительно визуально-эстетических ощущений, то есть какого то совершенно не осознаваемого чутья на красоту конструктивных решений.. Даже лет 60 назад у многих и у меня подростка , в том числе было развито причем очень острое эстетическое чувство , которое направляло инженерную мысль в направлении улучшения качества звучания.. До сих пор помню буквально магическое воздействие на меня например зеленого магического глаза, голубого мерцающего свечения 6С4с и т.д. Таким эстетическим чутьем обладал и мой отец , который совершенно безошибочно спроектировал свою аудиосистему, не владея даже минимумом формально необходимых технических знаний в этой области. Что я хочу этим сказать? Путь проектирования в частности аудио оборудования, который позже я назвал эзотерическим послан нам Всевышним с самого начала эры звукозаписи и звуковоспроизведения, а если копать глубже со времен создания скрипки и других сладко звучных музыкальных инструментов для того что бы мы опираясь на визуальную эстетику легко пришли к эстетике звучания .
Но, по- видимому Вторая мировая война и ее ужасы резко притормозила наше эстетическое восприятие ,убила в людях едва улавливаемые ростки ощущений корреляции между визуальной эстетикой и эстетикой звучания. Именно поэтому в те времена интуитивно эстетический подход быстро умирал и на его смену примерно начиная 60 гг.пришел рациональный ,лишенный опоры на эстетику инженерный подход к проектированию аудио . Этот подход, как выяснилось , оказался слепым, из за чего в конце концов высококачественное аудио вместе с звукозаписью было похоронено . .Вспомним как много раз в 60 -70 гг.объявляли панацеей достижения высокой верности воспроизведения борьбу с теми или иными видами искажений и как потом отрекались от них.
Вспомним ! Это были и сверх малые гармонические искажения и интермодуляционные. ТИМ и т.п. Вся эта мышиная возня не только тормозила развитие аудио, но и вызывала двойственное ощущение . С одной стороны технического прогресса , а с другой , что мы безысходно совершаем движение исключительно вслепую и главное по кругу , регулярно проваливаемся в ямы.
А теперь очень важный и неожиданный вывод из изложенного ! Наши предки ,которые проектировали оборудование записи звуковоспроизведения в 30- 50 г. до конца не понимали то , что они на самом деле делали , но тогда почему это оборудование так хорошо звучало?Я в этом неоднократно убеждался просушивая не только аппараты ,но и головки звукоснимателя и громкоговорители и другие аудиокомпаненты! Оказывается, эстетическое чутье в этом смысле оказалось приоритетнее рационально- технических знаний. Но тогда возникает вопрос ,а если вообще какой ни будь смысл в рациональном проектировании аудио оборудования? Может быть техническую литературу про аудио лучше вообще не читать ?
Безусловно есть!
Для того чтобы это понять нужно хотя бы вспомнить те чудовищные технические ошибки, которое совершило предшествующее поколение при проектировании оборудования механическую записи и воспроизведения звука. А ведь это только из за недостаточной глубины рационального подхода к проектированию.
Начнем с того ,что впервые рациональный подход при проектировании звукоснимателей сформулировал профессор Хант в своей статье в JAES от 1962 г. с названием «Рациональное проектирование звукоснимателей» .
Рассмотрев хорошо известные и даже хорошо звучащие звукосниматели прошлого ,используя для этого анализа рациональные критерии Ханта мы можем легко составить огромный список глупостей и чудовищных ошибок , которые совершили наши предки .
Например ,тонарм SME это просто букет ошибок , которому можно посвятить целую статью. А головки звукоснимателей 50 гг., даже самые прославленные с их чудовищной приведенной к кончику иглы массой подвижной системы . Понять эту чудовищность можно только прочитав статью Ханта…. .
Оказывается можно легко исправить подобные ошибки, используя рациональный подход при этом не разрушая достижения интуитивно - эстетического подхода! В частности достаточно например из тонарма SME выкинуть противовес и прочие грузики, заменив уравновешивание излишнего веса пружинкой. Об этом уже мной написано, с другой не следует забывать ,что достижения эстетического подхода сразу разрушаются при экстремистском, бескомпромиссно-рациональном подходе к проектированию звукоснимателей. Пример такого экстремизма это создание конструкции тангенсального тонарма. Чтобы уйти от подобных ошибок или ложных направлений проектирования интуитивно-эстетическое проектирование следует применять при сотворении аппарата ,а рациональный при его критическом анализе. Пока на этом закончу ,но если для Вас тема интересная я готов продожить ее
несколько позже.
Тем не менее я хочу взглянуть на эти вопросы под несколько другим углом .
Вспомним ,что главное возражение французской академии наук в отношении представленных Берлинером и Эдисоном записывающих устройств граммофона и фонографа ( это было более чем 110 лет тому назад ) было в том, что записывающие устройства показались академикам слишком сложными для того ,чтобы с их помощью можно было записывать и воспроизводить звуки.. Так впервые причем из уст убеленных сединами старцев прозвучала мысль о необходимости при записи и воспроизведении звука использовать кратчайший путь сигнала ! И это не смотря на то, что устройства записи и воспроизведения Эдисона, и Берлинера , по нынешнем понятиям , были предельно просты. К сожалению интуитивная, кстати совершенно эзотерическая мысль академиков, не проникла в головы инженеров и они все последние годы свой интеллект вкладывали исключительно в рациональное совершенствование оборудования записи и воспроизведения звука . Чем это кончилось Вы это знаете ! Жизнь показала ,что рациональное мышление (называемое обычно логическим) , в силу ограниченности, а главное одномерности свелось к чрезмерному усложнению такого оборудования, а значит к удлинению пути музыкального сигнала , а в итоге к отторжению музыкально восприимчивыми людьми такого оборудования как умертвляющего музыку.
Однако так было не всегда, по началу, то есть до 30-40 гг. прошлого столетия оборудования записи и воспроизведения из за отсутствия глубоких инженерных знаний проектировалось разработчиками интуитивно , на основе образного мышления и исключительно визуально-эстетических ощущений, то есть какого то совершенно не осознаваемого чутья на красоту конструктивных решений.. Даже лет 60 назад у многих и у меня подростка , в том числе было развито причем очень острое эстетическое чувство , которое направляло инженерную мысль в направлении улучшения качества звучания.. До сих пор помню буквально магическое воздействие на меня например зеленого магического глаза, голубого мерцающего свечения 6С4с и т.д. Таким эстетическим чутьем обладал и мой отец , который совершенно безошибочно спроектировал свою аудиосистему, не владея даже минимумом формально необходимых технических знаний в этой области. Что я хочу этим сказать? Путь проектирования в частности аудио оборудования, который позже я назвал эзотерическим послан нам Всевышним с самого начала эры звукозаписи и звуковоспроизведения, а если копать глубже со времен создания скрипки и других сладко звучных музыкальных инструментов для того что бы мы опираясь на визуальную эстетику легко пришли к эстетике звучания .
Но, по- видимому Вторая мировая война и ее ужасы резко притормозила наше эстетическое восприятие ,убила в людях едва улавливаемые ростки ощущений корреляции между визуальной эстетикой и эстетикой звучания. Именно поэтому в те времена интуитивно эстетический подход быстро умирал и на его смену примерно начиная 60 гг.пришел рациональный ,лишенный опоры на эстетику инженерный подход к проектированию аудио . Этот подход, как выяснилось , оказался слепым, из за чего в конце концов высококачественное аудио вместе с звукозаписью было похоронено . .Вспомним как много раз в 60 -70 гг.объявляли панацеей достижения высокой верности воспроизведения борьбу с теми или иными видами искажений и как потом отрекались от них.
Вспомним ! Это были и сверх малые гармонические искажения и интермодуляционные. ТИМ и т.п. Вся эта мышиная возня не только тормозила развитие аудио, но и вызывала двойственное ощущение . С одной стороны технического прогресса , а с другой , что мы безысходно совершаем движение исключительно вслепую и главное по кругу , регулярно проваливаемся в ямы.
А теперь очень важный и неожиданный вывод из изложенного ! Наши предки ,которые проектировали оборудование записи звуковоспроизведения в 30- 50 г. до конца не понимали то , что они на самом деле делали , но тогда почему это оборудование так хорошо звучало?Я в этом неоднократно убеждался просушивая не только аппараты ,но и головки звукоснимателя и громкоговорители и другие аудиокомпаненты! Оказывается, эстетическое чутье в этом смысле оказалось приоритетнее рационально- технических знаний. Но тогда возникает вопрос ,а если вообще какой ни будь смысл в рациональном проектировании аудио оборудования? Может быть техническую литературу про аудио лучше вообще не читать ?
Безусловно есть!
Для того чтобы это понять нужно хотя бы вспомнить те чудовищные технические ошибки, которое совершило предшествующее поколение при проектировании оборудования механическую записи и воспроизведения звука. А ведь это только из за недостаточной глубины рационального подхода к проектированию.
Начнем с того ,что впервые рациональный подход при проектировании звукоснимателей сформулировал профессор Хант в своей статье в JAES от 1962 г. с названием «Рациональное проектирование звукоснимателей» .
Рассмотрев хорошо известные и даже хорошо звучащие звукосниматели прошлого ,используя для этого анализа рациональные критерии Ханта мы можем легко составить огромный список глупостей и чудовищных ошибок , которые совершили наши предки .
Например ,тонарм SME это просто букет ошибок , которому можно посвятить целую статью. А головки звукоснимателей 50 гг., даже самые прославленные с их чудовищной приведенной к кончику иглы массой подвижной системы . Понять эту чудовищность можно только прочитав статью Ханта…. .
Оказывается можно легко исправить подобные ошибки, используя рациональный подход при этом не разрушая достижения интуитивно - эстетического подхода! В частности достаточно например из тонарма SME выкинуть противовес и прочие грузики, заменив уравновешивание излишнего веса пружинкой. Об этом уже мной написано, с другой не следует забывать ,что достижения эстетического подхода сразу разрушаются при экстремистском, бескомпромиссно-рациональном подходе к проектированию звукоснимателей. Пример такого экстремизма это создание конструкции тангенсального тонарма. Чтобы уйти от подобных ошибок или ложных направлений проектирования интуитивно-эстетическое проектирование следует применять при сотворении аппарата ,а рациональный при его критическом анализе. Пока на этом закончу ,но если для Вас тема интересная я готов продожить ее
несколько позже.