PDA

Просмотр полной версии : Бетховен - "классик" и (или) "романтист"


Astach
22.06.2010, 00:12
Наткнулся в Википедии, что Бетховен стоял между двумя эпохами - классицизмом и роматизмом. Классически считается, что эпоха романтизма в музыке началась в 20-е годы 19 века, тогда как теория романтизма в истории начинала "обрисовываться" еще в конце 18 века.
Прослушав на днях 3-й концерт Бетховена (за фоно - Артур Шнабель, оркестр "Филармония" п\у Добровейн, Мелодия) и 5-й коцерт (то же Шнабель, но уже окестр под управлением М. Сарджента, Мелодия) пришел к мысли, уже 3-й концерт , написанный в 1800 году, наполнен "романтизмом", 5-й же коцерт, написанный между 1809 и 1811 годами - так вообще - весь из себя "романтичен" и если по оркестру сказать это еще сложно, то фортепиано - сама "Романтика". И не странно, 6-я Пасторальная симфония Беховена, исполнением которой Отличился Артуро Тосканини, написана как раз перед 5-й концертом, и отличается как от предыдущих симфоний, так и от последующих, именно в сторону романтизма.
По этому хочу высказать свое мнение, что есть основание считать Бетховена, основоположником или "зародителем" эпохи романтизма в музыке.
У кого есть какое мнение по этому поводу?

abbasz
23.06.2010, 17:22
И не странно, 6-я Пасторальная симфония Беховена, исполнением которой Отличился Артуро Тосканини, написана как раз перед 5-й концертом, и отличается как от предыдущих симфоний, так и от последующих, именно в сторону романтизма.

Не был Бетховен зародителем романтизма,он был продолжателем,последователем штюрмеров.Романтизм имеет корни в Sturm und Drang,эпохе "бури и натиска"

«Буря и натиск» (нем. Sturm und Drang) — период в истории немецкой литературы (1767—1785), связанный с отказом от культа разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма, интерес к которым характерен для предромантизма. Название литературного движения восходит к одноименной драме немецкого писателя Фридриха Максимилиана фон Клингера. Писателей, относивших себя к движению "Бури и натиска" называют штюрмерами (ср.нем. Stьrmer- "бунтарь; буян")

В музыке бурю и натиск представляли мангеймцы и великий сын Баха Карл Филипп Эмануил(и еще многие другие,но малоизвестные композиторы).Бетховен очень многое почерпнул из музыки Эмануила Баха.

Но и до Бетховена,в творчестве других композиторов,романтические тенденции проявлялись с не меньшей силой чем у Бетховена.
Вспомнить ре минорный концерт Моцарта,написанный за 20 лет до 3-го концерта Бетховена-чистейший романтизм(до минорный К491).Или песню "Вечернее настроение",которую прекрасно исполняла Шварцкопф.Или "прощальную" симфонию Гайдна

А вообще творчество действительно великих композиторов не поддается строгой классификации стиля.Музыка К.Э.Баха,например,это причудливая смесь барокко,классицизма и предромантизма.И у Моцарта в музыке немало барочных элементов.А некоторые сочинения целиком написаны в архаичном стиле,как месса до минор К427 или реквием.

СТЕЛЬМАХ АНДРЕЙ
14.10.2011, 03:24
Согласен с Аббасом. Только мне пришло на ум Адажио из 23 концерта Моцарта - романтизм чистой воды. Если говорить техническим музыкальным языком- то в Концерте очень много таких гармоний как ВТОРОЙ СЕКУНД С СЕКСТОЙ - проще говоря- "Шопеновской лейтгармонии"....вот так-то... и оборот в шестую ступень- тоже чисто романтический прием ....

abbasz
14.10.2011, 03:53
Согласен с Аббасом. Только мне пришло на ум Адажио из 23 концерта Моцарта - романтизм чистой воды. Если говорить техническим музыкальным языком- то в Концерте очень много таких гармоний как ВТОРОЙ СЕКУНД С СЕКСТОЙ - проще говоря- "Шопеновской лейтгармонии"....вот так-то... и оборот в шестую ступень- тоже чисто романтический прием ....Андрей,послушай еще до минорную медленную часть 22-го концерта,(ми бемоль мажор,К482)!В ней фантастическая кода с эффектом "мерцающего" света!