PDA

Просмотр полной версии : Проклятие девятой симфонии


DVM99
25.09.2009, 16:53
Вот случайно наткнулся в Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%B8%D 0%B5_%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D 1%81%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B8


Проклятие девятой симфонии — суеверие, состоящее в том, что, начиная с Бетховена, всякий композитор, написавший 9-ю симфонию, умирает вскоре после этого.

Происхождение легенды
Считается, что впервые о Проклятии девятой симфонии написал Арнольд Шёнберг, приписав изобретение этого предрассудка Густаву Малеру. Согласно Шёнбергу, Малер держал в уме два прецедента: самого Бетховена, умершего во время работы над Десятой симфонией, и Антона Брукнера, в конце жизни работавшего над Девятой (финал которой, по-видимому, так и остался недописанным), однако по сути дела эта симфония тоже была десятой, потому что от одной из своих симфоний Брукнер отказался, поставив на ней вместо номера знак ∅ (теперь эта симфония известна как Нулевая симфония Брукнера); строго говоря, ранее Брукнером была написана ещё одна симфония, но это сочинение сам композитор изначально считал ученическим опытом. Брукнер в своём творчестве непосредственно ориентировался на Бетховена и, приступая к своей Девятой симфонии, намеренно взял для неё ту же тональность, в которой написана Девятая симфония Бетховена. Малер, по утверждению Шёнберга, увидел во всём этом мистическую закономерность и попытался обойти её, дав подзаголовок «симфония» своему произведению «Песнь о земле», представляющему собой шестичастный вокальный цикл для двух голосов с оркестром. После этого он завершил свою Девятую симфонию и умер во время работы над Десятой (характерно, что и у Бетховена была непронумерованная Хоральная симфония). «Те, кто написал свою Девятую, подходят слишком близко к потустороннему», — заметил по этому поводу Шёнберг.
В дальнейшем в число композиторов, на которых распространилось Проклятие девятой симфонии, стали включать Франца Шуберта и Антонина Дворжака. В настоящее время принято считать, что Шуберту принадлежит девять симфоний, хотя две из них не были закончены автором (так называемая «Неоконченная» состоит из двух завершённых частей и наброска третьей, симфония ми мажор полностью написана, но не оркестрована). Дворжак написал именно девять симфоний, но первая из них никогда не исполнялась, не публиковалась и сам композитор считал её рукопись безвозвратно потерянной. Более или менее очевидно, что ни Малер, ни Шёнберг не имели этих двух авторов в виду.

Дальнейшая история вопроса
В настоящее время вспоминающие о Проклятии девятой симфонии приводят целый ряд композиторов XX века, чьё симфоническое творчество остановилось на девятой симфонии. Наиболее значительные среди этих имён — Ральф Воан Уильямс, Малкольм Арнольд, Роджер Сешенс. Александр Глазунов во второй половине 1900-х гг. начал работу над своей девятой симфонией, но отложил по завершении первой части и более к замыслу не возвращался, прожив ещё два с половиной десятилетия. Девятая симфония стала последней и для Альфреда Шнитке, писавшего её непосредственно перед смертью; кроме того, как сообщает музыковед Соломон Волков, занявшийся по просьбе вдовы Шнитке переоркестровкой произведения Николай Корндорф умер во время этой работы; затем, однако, оркестровку благополучно завершил Александр Раскатов[1].
Дмитрий Шостакович, приступая к работе над своей Девятой симфонией, помнил об исторических прецедентах: в музыке симфонии имеются цитаты из девятых симфоний Бетховена и Малера (ради комического эффекта переданные фаготу). После неё Шостакович написал ещё шесть. Однако, по мнению музыковеда Соломона Волкова, Проклятие всё-таки настигло Шостаковича: Девятая симфония с её ёрническим колоритом вызвала резкое недовольство Сталина, за которым последовали крупные неприятности в жизни и карьере Шостаковича на рубеже 1940-50-х гг.[1]
Безусловно, в XX веке было и немало других авторов, написавших более девяти симфоний; среди них, в частности, Ханс Вернер Хенце и Эдуард Тубин (по 10), Дэвид Дайамонд и Эдмунд Раббра (по 11), Эйтор Вилла-Лобос и Дариус Мийо (по 12), Генри Кауэлл (17), Моисей Вайнберг (22), Николай Мясковский (27) и др.

Nobody
25.09.2009, 22:12
Считается, что впервые о Проклятии девятой симфонии написал Арнольд Шёнберг

Символика числа 9 - полнота, законченность; это последняя цифра десятичного ряда.
Понятно, что тут существуют и объективные причины.
Первая - прежде, чем написать 9-ю, композитору надо было сочинить предыдущие 8. ;) На это уходило значительное количество времени и сил.
Вторая (психологическая) - это, конечно же, мистический страх композиторов перед знаковым числом (хотя, действительно, таким вполне могло стать привычное число 13, а тут вдруг девятка почему-то?).

А вот в 18-м веке симфонии писали, по всей видимости, как-то по-другому, раз у Гайдна их больше ста, а у Моцарта - больше 40 (45, кажется?)...

Безусловно, в XX веке было и немало других авторов, написавших более девяти симфоний; среди них, в частности, Ханс Вернер Хенце и Эдуард Тубин (по 10), Дэвид Дайамонд и Эдмунд Раббра (по 11), Эйтор Вилла-Лобос и Дариус Мийо (по 12), Генри Кауэлл (17), Моисей Вайнберг (22), Николай Мясковский (27) и др.

Ё-моё, какой внушительный перечень знаменитостей!!! Эдуард Тубин!! Генри Каруэлл!! Офигеть!!! :)